Развиваем воображение


САМОИЗОЛЯЦИЯ - НЕ ВРЕМЯ СКУЧАТЬ.

ВМЕСТЕ –ИНТЕРЕСНЕЙ!

 



Шохрина Людмила Викторовна, 
педагог-психолог ДОУ № 3
предлагает консультацию на тему:

Развитие воображения ребенка 
Как развить творческое мышление у детей, чтобы у них появилась способность, умение выйти за границы привычного, неординарно рассматривать реальность и находить выходы из «тупиковых» ситуаций. Отличной базой для формирования нестандартного мышления выступают хорошо развитые фантазия и воображение. Давайте подробнее рассмотрим эти понятия.
 Фантазия - вымысел, который не может воплотиться в реальность в явном виде, но нарисованная с помощью воображения картина может материализоваться, если приложить усилие. Например, ребенок, играя, воображает себя «Человеком пауком», но это не придает ему сверхспособностей, однако он может придумать «суперкостюм» и изготовить его с помощью родителей (перчатки с магнитиками для захватывания металлических игрушек или присосками; пусковое устройство для стрельбы мягкими шариками; приспособления для выброса паутины и т.д).
Воображение - это процесс, протекающий «в образах», играющий роль в планировании, моделировании, творчестве, памяти, игре, это способность, позволяющая человеку формировать новые идеи и воплощать их в жизнь.
У детей воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление.
В большом психологическом словаре воображение определяется как «универсальная  человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта».
Воображение бывает:
ü   по степени целенаправленности - активное (произвольное, воссоздающее, творческое) и пассивное (непроизвольное, непреднамеренное, непредсказуемое);
ü   по виду образов - конкретное и абстрактное;
ü   по результату – репродуктивное (воссоздание действительности такой, какая она есть) и продуктивное (творческое, с относительной (абсолютной) новизной образов);
ü   по степени волевых усилий – преднамеренное и непреднамеренное.
Родители часто замечают, что дети без стереотипов и социальных страхов (что обо мне подумают?) обладают необычным мышлением, постигая окружающий мир, задают массу вопросов, изобретают новые слова, говорят фразы, которые ставят взрослых в тупик, используют игрушки необычным способом. От нас взрослых зависит, сможем ли мы поддерживать детскую любознательность.  
Датский сказочник Иб Спанг Ольсен писал: «Когда нам, взрослым, кажется, что ребенок большой фантазер, то вполне возможно, что ребенок просто пытается найти чему-то разумное объяснение...». Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего.
У детей 2 - 3 лет происходит  разделение  воображения  на  «познавательное» и «эмоциональное». В этом возрасте ребенок включает себя в сюжет, придумывает собственные концовки и варианты сказок, появляется фантазийная ложь, страхи, идеальный образ хорошего ребенка, отдаленные намерения («Когда вырасту я...»);
Активно действующая фантазия у дошкольников позволяет им воспринимать, как реальные, так и фантастические, сказочные образы и ситуации. Выдуманные, невероятные истории, в которые ребенок искренне верит, хвастается перед друзьями и родными, иногда создают неприятные ситуации. Взрослые обвиняют детей во лжи, стыдят их, ровесники дразнят врунами, но ребенок вновь выдумывает и как говорят родители «не может остановиться». Почему это происходит? У детей недостаточно собственного опыта и возможности объективно оценивать окружающий мир, решать постоянно возникающие проблемы они могут только с привлечением фантазии, которая заменяет им недостаток знаний и помогает более уверенно чувствовать себя.
 У детей 3 - 4 лет, а часто и в более старшем возрасте, воображение носит воспроизводящий характер, а его образы совпадают с образами памяти, замысел легко разрушается, неустойчив или отсутствует. У детей четвертого года жизни замысел рождается только после действия с предметом. Ребенок фантазирует ради того, чтобы фантазировать, его привлекает сам процесс создания новых ситуаций, эмоционально ярких персонажей, событий, но он не может вообразить действие, не может переименовать предмет, если не держит его в руках. Предмет-заместитель в игре должен иметь сходство с замещаемым объектом. Именно игрушки и атрибуты наталкивают малыша на сюжет игры. Например, увидел детскую посуду – стал поваром или официантом (если есть опыт посещения кафе, ресторана, и родители рассказали ребенку об этой профессии), увидел футбольный мяч – стал играть в футболиста, вратаря. Для младших дошкольников опорой в игре выступают игрушки, для средних и старших – выполнение взятой на себя роли. Воображение начинает опираться на предметы не похожие на замещаемые, так в качестве игрового материала  используется - природный (листья, шишки, палки, камешки).
Воображение может развиваться в различных видах деятельности, в том числе, когда взрослый создает проблемно-игровые ситуации, в процессе решения которых развиваются познавательная активность и интеллектуально – творческие способности. 
В дошкольном возрасте преобладает непроизвольное воображение. У детей 3 - 4 лет наблюдаются лишь элементы предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности. Только после появления у ребенка умения создавать замысел и планировать достижение появляется произвольность. В возрасте 4 – 5 лет ребенок старается усвоить нормы, правила и образцы деятельности. B процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым, когда дети планируют один шаг действий, выполняют его, видят результат и на его основе планируют следующий шаг. Средствами планирования являются слово и модельные представления. Придуманные ребенком ситуации становятся динамичными и вариативными, достигается это словесным дополнением сюжета. Игра продолжается несколько дней и включает рассказы о действиях персонажей в прошлом. Сюжет создается легко, достаточно короткой реплики – подсказки взрослого, и ребенок входит в  роль. 
К 5 годам дети подбирают игрушки к определенному сюжету. Планируют свои и чужие действия («ты делай то-то, a я буду делать...»). 
В возрасте 6 – 7 лет ребенок может демонстрировать основные образцы поведения и виды деятельности, целостное планирование (до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, корректируя план действий (сами действия) по ходу выполнения работы).
Целенаправленное развитие воображения у детей происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их создавать образы, представлять замыслы, планы с последующей реализацией. Позже произвольность воображения появляется в индивидуальной деятельности. Дошкольник в уме проигрывает предполагаемые действия, проговаривает их, рассматривает последствия, понимает логику развития ситуации, анализирует проблему с разных точек зрения.
А теперь давайте рассмотрим структурные компоненты воображения:
v   Попаданию в ситуацию парадокса.
v   Желание решить нестандартную задачу.
v   Выход за рамки реального – «если бы…».
v   Появление идеи и представление её материальной реализации.
v   Воплощение идеи в игре, в жизни, в общении.
Давайте перейдем от теории к практике. Попробуем вместе решить задачу.
Итак, задача: «Представьте себе перекрёсток. Светофор работает, все живы и здоровы - но никто и ничто не движется. Как это возможно?».
Постарайтесь, чтобы ребенок придумал как можно больше ответов на этот вопрос. Нам нужен процесс порождения идей. Чем больше ответов дает ребенок, тем лучше («На перекрестке никого нет», «Все ждут нового сигнала светофора» - спрашиваем «Почему?»; «Магия», «Время остановилось», «…заморозил время» – это категория фантазирования; «Картинка», «Стоп кадр» – обязательно спросите: «А где такое ты видел(а)?» Если ребенок отвечает, что в мультике или еще где-то, тогда мы понимаем, что это вариант из опыта).
Задача взрослых, чтобы ребенок выдал идею, создал такой образ, чтобы можно было воплотить это в жизнь. Нам нужен не результат, а процесс попадания в ситуацию живого воображения, порождения идей.
В практике сложнее всего создать такие условия, чтобы ребенок перестал пользоваться своим опытом. Поэтому, для того, чтобы дети создали что-то новое мы предлагаем им решить парадоксальную задачу, парадокс в котором содержатся противоречия, ситуация которую сложно решить. Сначала ребенок называет варианты из своего опыта. Взрослый его хвалит и побуждает называть новые, следующие варианты, задавая вопросы: «А если не так?», «А если по-другому?», «А если другой вариант». Ребенок несколько раз подряд решает задачу, пользуясь своим опытом, и не находит нужного ответа, о котором его спрашивает взрослый, ему становится интересно, он увлекается процессом отгадывания загадки, мы ожидаем от дошкольника проявления воображения и нестандартного ответа. Взрослым решать задачи при помощи воображения сложнее, так как у них больше накопленного опыта.  Помните, что надо давать ребенку не одну, а несколько задач на разные темы, чтобы он сам выбрал, что ему больше интересно. Не увлекается дошкольник машинами, не интересен ему перекресток, желания решить предлагаемую задачу не появится. Еще надо знать, что ребенок может услышать задачу, представить ее и сказать, что такого не бывает, значит, он понял ее, увидел мыслительный парадокс, приступил к решению. Но есть дети, которые не понимают, почему невозможно решить эту задачу, своими ответами они стараются убрать противоречие, изменить условие, упростить задачу, например: «Светофор сломался», «Авария и все погибли», «Все остановились, потому что едет президент».
Можно использовать подобные задачи для диагностики. Давайте попробуем оценить уровень развития воображения:
Ø 0 уровень – довообразительный (не видит противоречия, изменяет условие задачи, ответы из опыта);
Ø 1 уровень – фантазирование или неполная идея;
Ø 2 уровень – ребенок может дать одну идею (решение) на одну задачу;
Ø 3 уровень – несколько разных идей на одну задачу.
А сейчас, давайте попробуем решить еще одну задачу, направленную но развитие воображения у ребенка:
*         Учёный попросил своего коллегу из Африки прислать ему ровно 10 мух. Тот поймал много мух, посадил их в аквариум – а пересчитать не может. Как ему это сделать? Дайте 4 варианта ответа. Для детей постарше можно усложнить задачу. В аквариуме - мухи Цеце.
Чтобы решить задачу необходимо:
1.              Погрузиться в ситуацию задачи, чтобы зафиксировать противоречия. Ребенок должен понять, как ведут себя мухи в аквариуме и почему их посчитать невозможно. Выделить сложности: мухи перемещаются, они одинаковые и, чтобы посчитать, их нельзя откладывать в кучку (практический момент).
2.              Что можно придумать, чтобы пересчитать мух? Предлагаем версии: пометить мух; придумать устройство, чтобы отделить посчитанных и несосчитанных и т.д.
3.              Завершение работы – это конструирование идей. Собирание вариантов ответов в полноценную идею. С помощью вопросов взрослый пытается достроить детские версии, дополнить их, так как дети дают частично ответы на уровне фантазии, частично из своего опыта. Для этого каждая версия ребенка записывается, обсуждается, рассматриваются даже те высказывания, которые показались абсурдными. Если в игре принимает участие несколько человек, то записываются версии каждого ребенка и происходит коллективное обсуждение. Возможно, первоначально, будут версии, как остановить мух, выпустить лишних, а затем как отделить нужное количество. Не забываем задавать вопрос: «Как это сделать?».
Развивать способность воображения у детей можно не только, работая с парадоксальными ситуациями, а еще с русской народной сказкой, небылицами, пословицами, загадками, материалами календарно-тематических циклов.
В следующей статье мы расскажем о сказочных тестах, которые помогут оценить развитие воображения детей и этапах в формирование этого психического процесса в игре.   

Используемые источники:
Ø Всероссийский вебинар «Развитие воображение ребёнка в парадоксальных ситуациях», ММСО 2020,  26.04.2020г.



Развитие воображения и речи детей 
в играх, сказках, творчестве.

Предлагаю вам провести со своим ребенком сказочный тест и решить, стоит ли работать над развитием воображения.
Прочитайте ребенку начало любой незнакомой сказки (в соответствии с возрастом). По ходу сказки, делайте перерывы, чтобы порассуждать с ребенком, задайте вопросы о том, что может произойти дальше, какие могут быть последствия событий, слов, поступков, что могут подумать герои сказки и т.д. Внимательно следите за ходом мысли ребенка, побуждайте давать не один вариант ответа. Так можно читать сказку в несколько этапов. 
После окончания сказки ответьте сами себе на вопросы:
ü   Активно ли ребенок включается в процесс воображения?
ü   Предлагает ли необычные и оригинальные идеи в развитии сюжета?
ü   Сколько идей может дать на один вопрос?
ü   Сколько времени занял у вас сказочный тест?
ü   Понравилась ли такая работа ребенку?
ü   Какие трудности он испытывал?
Задача взрослых, чтобы ребенок: активно включался в процесс фантазирования; подробно и четко формулировал свои идеи, развивающие сюжет сказки; участвовал в диалоге, задавал уточняющие вопросы; мог подробно описать новые объекты, содержание сказки, выдуманных героев; менял направление сюжета; помнил все, что придумал сам; во время рассказа использовал мимику, жесты, речевую выразительность.
Попросите ребенка придумать и рассказать небольшую историю на интересующую его тему.
Рассказ оценивается по пяти параметрам:
1.      Скорость процессов воображения:
ü если ребенок начал рассказывать не более чем через 30 секунд после того, как получил задание, он получает 2 балла за скорость воображения;
ü в период от 30 секунд до минуты после получения задания, он получает 1 балл за скорость воображения;
ü в течение минуты ребенок еще не придумал сюжет рассказа, за скорость воображения он в этом случае получает 0 баллов (взрослый задает наводящие вопросы, подсказывает).
2.      Оригинальность:
ü  если ребенок рассказывает о чем-то таком, чего не мог раньше видеть, что-то необычное, то он получает 2 балла;
ü   об известной ситуации, но вносит в нее какое-то свое видение, что-то новое, то получает 1 балл;
ü  пересказывает событие из своего опыта то, что где-то видел или от кого-то слышал, то получает 0 баллов.
3.      Богатство фантазии. Оценивается разнообразие используемых образов. Количество живых существ, предметов, действий, ситуаций и явлений, представленных в рассказе:
ü 2 балла ребенок набирает, если общее число вышеперечисленного превышает десять.
ü 1 балл за общее число персонажей, предметов и явлений от 6 до 9.
ü меньшее количество дает 0 баллов за богатство фантазии.
4.    Эмоциональность образов. Оценка производится с точки зрения восприятия слушателя:
ü рассказываемое ребенком вызывает яркие эмоции, возбуждает интерес (желание поскорее узнать, а что там, дальше), вызывает удивление, смех, испуг - 2 балла за эмоциональность;
ü вызывает интерес и эмоциональный отклик, но интерес и эмоции быстро возникают и так же быстро угасают - 1 балл;
ü является обычным пересказом, не вызывающим у слушателя эмоций - 0 баллов.
5.    Детализация и проработка. Этот параметр оценивает, насколько разнообразны детали и характеристики, относящиеся к образу или ситуации:
ü главный персонаж «расписан» подробно, с мелкими деталями, так, что мы его практически видим - 2 балла;
ü  присутствуют только более крупные детали - 1 балл;
ü  за схематичное изображение главного персонажа ребенок получает 0 баллов.
Оценка результатов:
10 баллов - очень высокий уровень развития воображения и речи. 
8-9 баллов - высокий уровень развития воображения и речи. 
4-7 баллов - средний уровень развития воображения и речи. 
2-3 балла - низкий уровень развития воображения и речи. 
0-1 балл - очень низкий уровень развития воображения и речи.

Чтобы развить воображение у ребенка начинаем формировать операциональные  умения, необходимые для создания образов воображения. У дошкольника развиваем видение и построение образов по элементам знакомых предметов, тренируем  в  умении  выделять образ предмета среди других и воссоздавать его в рисунке, используя следующие задания:
*  «Дорисуй фигуру». Ребенку предлагают незаконченное изображение  предмета  и  просят назвать этот предмет. После того, как предмет назван, его дорисовывают и раскрашивают.
*  «Кто    больше    придумает    и    нарисует».  Ребенку показывают изображения  двух одинаковых по форме, но разных по величине геометрических фигур и предлагают назвать как можно больше предметов, которые по форме похожи на нарисованные.  После  словесного «опредмечивания» просят нарисовать их. Данные задания способствуют активизации познавательных процессов ребенка и актуализации имеющегося у него  запаса знаний и представлений об окружающем. Таким  образом, создается  база, на  основе  которой  возможно  дальнейшее  развитие воображения.

Формирование у детей умений видеть и создавать сюжетные  изобразительные композиции на основе  наглядной  опоры является следующий этапом работы над развитием воображения. Ребенок учится анализировать объекты и ситуации: выделять главные и второстепенные признаки, видеть взаимосвязь предметов по содержанию, уметь расположить их в любом порядке, планировать свою изобразительную деятельность, вносить  новые элементы в изображение. В этом нам помогут следующие упражнения и игры:
*   «Дорисуй картинку».  Ребенку предлагают  недорисованную сюжетную картинку, которую он должен сначала внимательно изучить и описать, а потом дорисовать и раскрасить.
*   «Дорисовываем  рассказ». Необходимы  3  картинки, объединенные сюжетом. На столе (доске) последовательно выкладываются (вывешиваются) изображения, но без первой (начало рассказа) или без последней (конец рассказа). Ребенку предлагают воссоздать рассказ целиком, представить  и  нарисовать  недостающую картинку.  Данные    задания  позволяют продолжить работу по совершенствованию познавательных процессов, расширению и уточнению имеющегося запаса представлений об окружающем.  Составляя композиции, ребенок  не только устанавливает  причинно-следственные связи, но и включается в активный процесс создания полного сюжета. У него укрепляется  интерес к занятиям изобразительной деятельностью, активизируется связная творческая речь.

Один  из  важных  компонентов  развития  воображения является появление у ребенка способности включать знакомые фигуры и абстрактные элементы в различные изображения, это третий этап в обучении приемам и способам комбинирования и перекомбинирования образов.
*   «Геометрические фигуры в предметах». Ребенку показывают картинку c изображением геометрической фигуры и просят отыскать в комнате предметы, в которых  она присутствует и нарисовать их.
*   «Дорисовывание образа на основе данного элемента». Ребенку дают лист c  нарисованным абстрактным элементом или фрагментом предмета. Необходимо  догадаться,  что  начал  рассовать  художник,  и  дорисовать картинку. 
*  «Фигурные картинки». С помощью геометрических фигур – круг, квадрат, прямоугольник, трапеция и другие – нужно нарисовать различные объекты. Например, клоуна, лицо, домик, дождь, кошку и т.д.
*  «Закорючки». Возьмите листок бумаги и нарисуйте любую закорючку. Ребенку предложите дорисовать ее до картинки. Играя по очереди, вы покажете пример творческого подхода.

*                 «Каракули (видеосюжет)

Следующий этап это развитие самостоятельного словесного и изобразительного творчества   ребенка.  В процессе обсуждения и уточнения представлений об окружающем мире дошкольник обучается пониманию смысла (c помощью интонации, иллюстраций, схем, символов), планированию, делению на смысловые части, последовательному изложению и рисованию. 
*  «Иллюстрация  к  сказке».  Ребенку  читают  сказку,  после чего он выбирает наиболее понравившийся эпизод, рассказывает о нем и рисует к нему картинку. Варианты сказок: «Красная шапочка», «Колобок», «Кот в сапогах», «Лиса и журавль» и т.д.
*   «Три слова». Подберите три слова, не связанных по смыслу. Задача ребенка придумать фразы, связывающие эти слова. Затем придумывать рассказы с этими словами. Например, набор слов: дом, бабушка, цирк.
*  «Укрась слово». В процессе игры нужно придумать как больше прилагательных к существительному. Предложите ребенку: «Выбери любой предмет, а теперь будем придумывать, какой он – белый, холодный, большой и т.д.».
*  «Сочини  историю».  Ребенку  предлагают  придумать  короткую историю и нарисовать к ней картинку. Он может сам выбрать темы своих историй. Варианты тем историй: «8 марта», «Новый год», «В детском саду», «День победы», «На  выставке» и т.д.
 Помощь ребенку должна оказываться взрослым ненавязчиво, доброжелательно. Родителям надо помнить, что помощь нельзя превращать в подсказку, а свободу выбора во вседозволенность. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать это сам. Нельзя думать за него, когда он сам может думать.

Игры для развития воображения

*         Предложите ребенку придумать 7-10 необычных способов применению теста. Попробуйте выйти за пределы (рамки) обыденного. Разделите лист на 2 части, справа запишите ответы ребенка, слева свои. Обсудите, даже те высказывания, которые показались вам абсурдными.

*         Конспект логико-математической игры для детей 4 – 5 лет (по З.А. Михайловой).
Кто похитил варенье? (сценарий адаптирован для проведения игры в домашних условиях).
Цель: освоение умения пользоваться сравнением для получения информации. Развитие сообразительности, смекалки, умения быстро переключаться с одного действия на другое.
Материалы: следы  на  полу из  картона или плотной бумаги;  мягкие  игрушки в количестве 6 штук; карточки с изображением чемодана, ключей, горшочков (можно предметы), телефон.
Ход игры:
Взрослый: Пока  мы спали,  дома  случилось  чрезвычайное происшествие. Из кухни пропало все варенье. Теперь нам не с чем пить чай. Мы начинаем расследование. Мне потребуется твоя (ваша) помощь (если детей в семье несколько). Предлагаю тебе стать на время моим помощником. Ты согласен? Приступаем! Вот мой волшебный чемоданчик сыщика, в нем есть все необходимое для поисков. Ой, он закрыт! Без приборов, которые хранятся в чемоданчике, мы никогда не сможем найти похитителей. Я не могу найти ключи, наверное, оставила их у своего друга, мастера, который делает горшочки для варенья. Сейчас я ему позвоню… Мастер сказал мне, что ключи от чемодана он положил в один из горшочков, которые стоят на полке у нас на кухне. Этот горшочек точно такой же, как у меня в руках. Тебе, как моему помощнику, нужно отыскать этот горшочек на полке в кухонном шкафу. 
Ребенок берет карточку (на которой изображен горшочек) или горшочек и ищет такую же (такой же) на полке в шкафу (сравнивает карточки (предметы) на глаз, находит такую же).
Взрослый: Ты, оказывается, замечательный помощник. Это тот горшочек, который мы искали, а вот и моя связка ключей. Теперь мы обязательно отыщем похитителей и вернем наше варенье. Рассматриваем связку ключей. Сравниваем по размеру, цвету, форме. Выдвигаем версии, какой ключ что открывает.
 Взрослый: В связке так много ключей! Я никак не могу выбрать те, которые подойдут к замкам. Помоги мне, попробуй подобрать нужный ключ? Ребенок берет карточки с изображением чемодана с замками и ключей, подбирает ключи к замкам. Подобрав два ключа, доказывает правильность выбора.
 Взрослый: что  я  вижу?  Мой  старательный  и  смышленый  помощник открыл чемодан. В нем подсказка: «Похитители обычно оставляют на месте происшествия много улик, например следы». Где будем искать следы? Ты ничего не заметил необычного или подозрительного?  Ребенок замечает следы из картона на полу, разложенные в  коридоре или другой комнате.
Взрослый: О, какая удача! Это то, что нам нужно! Скорее всего, их оставил похититель. Нам нужно спешить, пока он не ушел далеко и не съел все варенье. Вперед, мой талантливый помощник. Следы  приводят  ребенка к месту,  где  находятся  мягкие игрушки.
Взрослый: Неужели кто-то из них взял варенье? Как будем искать похитителя?
Ребенок высказывают предположения. Взрослый говорит, что требуются  доказательства.  Ребенок должен догадаться, что надо сравнить найденные следы, с формой подошв (ступней, лап). После сравнения выясняется, что подошвы такой формы есть только у одной игрушки. Если ребенок сам не догадывается, то взрослый задает ему наводящие вопросы, которые помогут самому дошкольнику сделать вывод. Можно сделать на листе белой бумаги следы своих подошв, тогда там понадобятся краски, или глина, чтобы сделать оттиск.
Взрослый: Ребенок вместе с взрослым придумывает историю, почему одна из игрушек без спроса взяла варенье, прощают её.
Возможные варианты усложнения познавательных задач:
ü Ребенок (помощник сыщика) чинит бусы для игрушки, которая затем участвует в поиске похитителя.
ü Обнаруживают, что у двух подозреваемых подошвы обуви одинаковой формы. В этом случае можно использовать другие способы поиска: сравнить расстояние между следами, оставленными на полу. Это можно сделать с помощью шнура или линейки.
 Взрослые  должны  создать  безопасную  психологическую  базу  для  возвращения ребёнка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребёнка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, несвойственным ему в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Используемые источники:

Парадокс – это явление, ситуация, событие, кажущиеся невероятными и не соответствующие привычным представлениям людей о реальности в силу необычного контекста

Мы знаем уйму парадоксальных ситуаций в сказках, легендах…по своей сути любая проблемная ситуация так же является парадоксом, так как из нее нужно найти выход, а для этого определить условия этого выхода.

Решение парадоксальных ситуаций доступно детям старшего дошкольного возраст, но и с более младшими детьми можно делать попытки решения таких ситуаций( например: колобок в одноименной сказке очень злой, или теремок был построен не на земле, а на дереве, а зайка с лисой очень хотели в нем жить…)

Попадая в ситуацию парадокса (ситуацию, из которой нет выхода) ребенок вынужден сам порождать новые идеи для выхода, вытягивать себя в такую рамку нового видения, когда парадокс удастся преодолеть.

Попробуем разобрать в общем-то целостный акт воображения на некоторые этапы с точки зрения того, какую помощь можно оказать детям и что они должны научиться делать.

Нулевой уровень: ребенок не видит противоречия, для него парадокс не очевиден. Ясно, что решать далее задачу с такими детьми бессмысленно, так как сама задача для них не существует. Этот уровень относится к пониманию ситуации. Детям этого уровня необходимо помочь зафиксировать парадокс, противоречие (можно в форме точек удивления, выявления необычности происходящего).

Первый уровень: Ребенок фиксирует парадокс (видит  противоречие и может его описать). Удерживает все условия ситуации и осознает их нарушение.  Не пытается переделать исходные условия, чтобы избавиться от противоречия. Это означает, что ребенок выделяет в сознании те фрагменты ситуации, которые противоречат его эмпирическому опыту.

Второй уровень: Создает новые условия, которые снимают парадоксальность ситуации. Делает это в виде конкретных предложений, версий выхода из ситуации. Назвать новый параметр (или параметры) не может, хотя с ними реально работает, так как не осознает их и не фиксирует в качестве самостоятельной сущности.

Третий уровень: Ребенок может выделить основание выдвигаемой версии в качестве самостоятельной сущности и зафиксировать ее (параметр выхода из парадокса). Может удерживать несколько параметров. Варьирует состояние (качество) параметра, а также устанавливает связь между ними.

Четвертый уровень: Ребенок вводит несколько версий разрешения ситуации, используя их для выявления возможных параметров. Моделирует из выявленных параметров новую рамку для ситуации.

Ищет возможные сочетания качеств параметров, позволяющие решить парадокс. На этом уровне ребенок «фонтанирует» предложениями и версиями разрешения ситуации, ему интересны все возможные способы.

При работе с заданиями, основанными на ситуациях парадокса, педагог использует следующую  технологию:

1.     Зафиксировав, невозможность события, педагог просит определить условия,  при которых оно могло бы состояться;

2.     Предлагает систему вопросов, которые являются обязательными для данного вида работы:

·        Что мешает реализоваться этим условиям, определённым ребёнком, в нашей реальности?

·         Чем/как можно их компенсировать?

·         Не нарушается ли условие при решении?

3.     Выдвижение и сопоставление идей (при коллективной, групповой работе);

4.     Выдвижение нескольких вариантов для каждой идеи;

5.     Обсуждение альтернативных идей и вариантов к ним.

При работе с ситуацией парадокса мы развиваем не только способность воображения, но и способность понимания (удерживание нескольких условий, сопоставление исходного и полученного..);  коммуникативные способности (построение дискуссии, выдвижение аргументов и контраргументов…), способность рефлексии ( анализ способов изменения своей позиции и позиции собеседника..) то есть те способности, которые необходимо развивать у дошкольника при подготовке  его к школе.

Предлагаем ссылку на работу наших коллег по созданию и использованию проблемных ситуаций:  Создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольникам

 

Материал можно найти по ссылке  https://docs.google.com/document/d/1L2-Q4Yrm9zfSwYXzMKzJRq2Y5HXYFPyY/edit?usp=sharing&ouid=104372332271533404134&rtpof=true&sd=true

 

 


2 комментария:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, очень интересный материал по парадоксальным ситуациям. Хотелось бы использовать, но так мало литературы по данной теме. Откуда воспитателю взять так много парадоксальных ситуаций?
    Не могли бы вы поделиться материалом по почте gjkz100@mail.ru
    буду очень благодарна!

    ОтветитьУдалить