САМОИЗОЛЯЦИЯ
- НЕ ВРЕМЯ СКУЧАТЬ.
ВМЕСТЕ
–ИНТЕРЕСНЕЙ!
"Как пережить период карантина"
2. Руководство по самопомощи
«Как справиться с беспокойством и тревогой
во время глобальной неопределенности»
***********************
педагог-психолог ДОУ № 3
предлагает консультацию на тему:
"Как создать развивающую
среду для ребенка дома"
Информация
по теме «Как создать развивающую среду» полезна всегда, а сейчас в период
самоизоляции, когда дети 24 часа в сутки находятся дома, становится особенно
актуальной. Что же можно сделать в квартире
взрослому для того, чтобы ребенок мог сам найти для себя занятие и провести
время дома с пользой и удовольствием?
Находясь в
нестандартной ситуации, дети требуют внимания родителей, а неумение общаться
при постоянном нахождении в замкнутом пространстве, как для взрослых, так
и для детей, становится проблемой. Общение должно быть не только словесным, но
и на уровне эмоций, жестов, мимики. Главное - родителям нужно показать ребёнку,
что он им дорог.
Умение
ребенка себя занять, управлять собой, своим пространством, оценивать свою
деятельность - это компоненты произвольного поведения, сознание которого
формируется в дошкольном возрасте. Ребёнок нуждается в контроле со стороны взрослых
в совместной деятельности и игре. Необходимо учить детей выполнять правила,
развивать приёмы самоконтроля, сопоставлять свои действия и их конечный
результат с заданным образом. Поможет нам в этом созданная дома развивающая
среда.
Среда –
предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной
деятельности ребенка.
Мы включаем в понятие среда три составляющих:
ü Место, пространство
(игрушки, мебель, книжки);
ü Отношения с теми, кто
находится рядом. Взаимодействие со взрослыми, которые находятся в том же
помещении.
ü Время. Когда ребенку
что-то доступно - это свободное время или распланированное (режим дня, занятия,
изготовление поделок, выполнение онлайн заданий). Досуг – это свободное время
от основной деятельности, которым человек распоряжается по собственному
усмотрению. Ребенок в течение дня должен иметь возможность по своему желанию позаниматься,
поиграть самостоятельно. Взрослым можно запланировать с ребенком своё время.
Например, на листе А4 нарисовать круг, разделить его на части (утро, обед,
вечер, можно выделить больше секторов) и наклеить картинки, написать, что вы
будете делать в выбранное время. Режим дня очень важно соблюдать. Распланированный
день снижает тревожность как у детей, так и у взрослых. Распорядок дня
планирует время труда и отдыха, отмечает повторяющиеся события, предусматривает
контроль.
Как распланировать пространство
комнат для создания оптимальной развивающей среды?
Игровое пространство должно быть
доступным. Предметы, игрушки, пособия, дидактические игры, материалы для
творчества надо расположить на уровень глаз малыша, так чтобы любой предмет
ребенок смог достать самостоятельно. Рядом с книжной полкой должно быть предусмотрено
место, где можно присесть, полистать книгу или поиграть в настольную игру.
В комнате надо выделить развивающие
зоны, которые будут трансформируемыми (многофункциональными): книжный уголок,
игровой, физкультурный, место для творчества, где ребенок будет рисовать или
лепить. Выделить место в комнате, где можно построить шалаш, разложить одеяло,
подушки.
Предусмотреть способность среды
отзываться на детскую инициативу. Обязательно объяснить ребенку, какие вещи
можно беспрепятственно брать, не
спрашивая разрешения родителей, не боясь, что они будут ругаться. Взрослые
должны помнить - существует возможность, что вещи или предметы случайно могут
быть испорчены.
Детская - самая многофункциональная
комната в доме. Хитрость в том, чтобы уместить всё, что необходимо ребёнку, и
оставить достаточно места для его фантазий. Оптимизировать пространство.
Например, шкаф это не только полный доступ к вещам ребенка, но и убежище, и
пещера, и нестандартное место, чтобы уединиться. Главное требование – это
безопасность. Вы должны быть уверены, что шкаф или комод надежно зафиксированы,
например, прикручены к стене.
В доме должно быть место, где можно
уединиться, как взрослому, так и ребенку. Желательно всем вместе выработать
правила использования этого пространства, то есть там может находиться член
семьи, которого нельзя беспокоить.
Родители должны поддерживать желание
малыша учиться и развиваться. Например, ребенок захотел порисовать, и взрослый не
только принял участие в совместном творчестве, а предложил ему написать письмо
в виде картинок.
Важно, чтобы материалы для
творчества и игр были доступны без запросов к взрослому. Краски, пластилин,
карандаши, книги находились на видном месте. Ребенок должен сам ответить на
вопрос: «Что бы я хотел поделать в этом месте?». Если комната завалена
игрушками, то пространство перегружено. Посмотрите внимательно на пространство комнаты
и подумайте, что можно улучшить, рассортировать, чтобы ребенок получил
возможность занимать себя самостоятельно.
Под отношением, взаимодействием
взрослых и детей, которые находятся в
одном помещении, мы подразумеваем качественное время, уделенное ребёнку -
совместная деятельность, в которой родной человек рядом, он доступен и делает
то, что предлагает ребенок.
Совместная игра не должна уходить из детской жизни,
подменяться занятиями, гаджетами, просмотром мультфильмов. Поиграйте с
ребенком. Сюжет игры можно придумать вместе, выслушав, предложения друг друга.
Даже простая игра в «Прятки» превращается в фокусы, если мы подключим фантазию.
Возьмите покрывало (любую плотную ткань), встаньте в проеме двери из комнаты и
поднимите материю на вытянутых вверх руках впереди себя, скрыв свою фигуру, а
затем, опуская и поднимая покрывало на счет (1,2,3,4,5), резко отскочите в
сторону, так, чтобы ребёнок, когда покрывало упадет, вас не увидел. Малыш будет
удивлен и отправится на поиски исчезнувшего взрослого. Через некоторое время
ребенок захочет занять ваше место. А если детей в семье несколько, то игра
может продолжаться и без личного участия взрослого.
Взрослому необходимо поддерживать любую инициативу ребенка.
Развивать его способность понимать, что
он хочет, что надо сделать, как поступить, чтобы реализовать задуманное.
Например, ребенок придумал слепить животное, и взрослый предложил реализовать
инициативу, создав «Зоопарк в коробке» или «Джунгли». Для этого потребуется
коробочка, пространство которой разделено на домики для животных. Работать с
таким проектом можно не один день, сообщая ребенку во время изготовления
поделки знания о животном, среде его обитания, об употребляемых продуктах.
Можно придумывать рассказы и сказки, сделать фотографии, оформить фотоальбом.
Реализация совместных проектов принесет удовольствие, как детям, так и
взрослым. Если взрослый увлечен, он ведет за собой ребенка. Во время совместной
работы мы развиваем речь, память, внимание, мышление. Можно поставить
спектакль, сказку, обыграть стихотворение, устроить выставки работ, записать
видео на память, заняться экспериментами (с бумагой; со льдом; магнитом и
т.д.), посадить рассаду и наблюдать за её ростом, главное – делать все вместе и
с удовольствием.
Для ребенка 3-4 лет любой успех в общении подкрепляется
похвалой. Взрослому необходимо предлагать сотрудничество и просить малыша
комментировать вслух свои действия (рассказывать, что он видит и делает). Если
ребенок затрудняется, то задаём наводящие вопросы, помогаем отвечать на них,
просим повторить ответ.
Дети к пяти годам активно интересуются окружающим миром,
важно, чтобы общение носило развивающий характер. Разговариваем с детьми на
интересующие их темы: о животных, природе, предметах, технике. Можно разобрать
вместе что-нибудь ненужное, например старую механическую игрушку или починить
какую-то бытовую технику (попросить ребенка подать нужный ключ; разобрать, чем
отличается саморез от болта и т.д.).
С детьми дошкольного возраста нужно разговаривать, как со
взрослыми – это общение на равных. Для
детей старше пяти лет очень важно нравственное воспитание, желательно незаметно
переводить разговоры к духовным ценностям (совести, чести, доброте,
справедливости, милосердию). Не важно, чем родители и дети заняты, главное, что
они делают общее дело, по – доброму реагируют на возникающие трудности,
помогают друг другу.
Мы не задумываемся, что
ребенок под руководством взрослого постоянно дома учится, когда моет ботинки
после прогулки, накрывает на стол, расставляет книги. Подумайте, что вы сейчас
можете сделать вместе с малышом, чтобы потом он это делал сам и испытывал
радость, что помогает родным. Есть огромное количество дел, главное при этом не
забывать о безопасности.
Постарайтесь
воспринимать время, проведенное на самоизоляции, как возможность поближе узнать
об интересах друг друга. Соблюдайте правила гигиены. Будьте счастливы и
здоровы!
Используемый материал:
Ø
Онлайн – мастер – класс
«Как создать развивающую среду дома» в рамках Московского международного салона
образования (ММСО), 06.04.2020г.
***********
Педагог-психолог
Шохрина Людмила Викторовна
предлагает побеседовать о том,
как чувствуют себя дети на самоизоляции
и как себя вести нам, взрослым,
чтобы получать обоюдное
удовольствие
от совместно проведенных
дней.
Можно послушать:
или прочитать:
«Свобода не в том, чтобы не сдерживать
себя, а в том, чтоб владеть собой».
Ф.М. Достоевский
Все мы
в жизни совершаем выбор, а дальше происходит следование необходимости. Это как
в сказке перед распутьем на дороге «Направо пойдешь – коня потеряешь, налево
пойдешь…».
Самоизоляция - это вынужденное
ограничение свободы. Необходимость
соблюдение правил. Надевая «маску» - мы заботимся не только о себе, сколько о
других.
Если
есть хроническое заболевание организма, то вирусная инфекция переносится
тяжело, если организм здоров - заболевание протекает в легкой форме. Так и в
общении между людьми.
Давайте
попробуем найти приемы, которые помогут пережить затянувшуюся изоляцию, кризис.
Кризис – это
поворотный пункт: резкий, крутой перелом; тяжелое исходное состояние;
…расстройство экономической жизни; острая нехватка чего – либо (словарь
иностранных слов, Комлев Н.Г., 2006).
Вспомним,
что в своем развитии ребенок проходит через несколько кризисов, и, только
проходя через них, преодолевая их, становится взрослым, приобретает жизненный опыт.
Что же надо делать, чтобы не допустить накапливание бытового
утомления и раздражения в общении с членами семьи?
Самое
главное - это свести все конфликты к минимуму. В условиях стресса и
неопределенности докопаться до истины не получится. Всем членам семьи
необходимо уважать личное пространство друг друга. Каждому важно иметь
возможность уединиться, побыть со своими
мыслями и чувствами, соблюдать баланс
между общением и одиночеством. Даже в однокомнатной
квартире можно найти свой уголок - поставить цветок или ширму. Это позволит снизить напряжение и избежать
конфликтов.
Еще одним фактором
раздражения может стать наша собственная внешность. Для многих женщин любой выход из дома сопровождался
манипуляциями с косметикой, мужчины каждое утро брились – не стоит забывать
сейчас об этом. Находясь на самоизоляции, уделяйте себе, своей внешности больше
внимания, чем раньше.
Дети
школьного возраста стали учиться дистанционно, детские сады не работают, и
функции воспитателя и учителя перешли на родителей. Педагоги, пользуясь
интернет-ресурсами, выкладывают занятия (уроки), презентации, домашние задания.
Если раньше дети находились в образовательных учреждениях, то сейчас часть
учебной нагрузки родители должны взять на себя.
Состояние нервного напряжения взрослых передается детям. Родители вольно или невольно втягивают их в круг своих забот. К тому же
некоторые взрослые, забывая, что возможности ребенка не беспредельны,
отказываются (или не могут) помочь по учебной программе и этим создают ему
дополнительные психологические проблемы. Нерациональное питание, плохо
организованный сон, отсутствие живого общения со сверстниками – это источники
психоэмоционального срыва.
На самоизоляции многие родители расслабились и позволили детям
нарушить привычный распорядок дня: спать до обеда, не тренироваться, не делать
домашних заданий. Не теряйте время,
лучше вовремя наверстать упущенное, иначе потом восстановить режим будет
гораздо сложнее.
Несколько
советов:
ü Режим дня ребенка дома должен быть максимально приближен к обычному дню до
самоизоляции.
ü Распорядок дня (недели) написан и расположен на видном месте (подъем и отбой,
принятие пищи, занятия, спорт, домашние дела, работа с гаджетами, прогулки на
балконе или с собакой - всё в определенное время).
ü Организовать быт. Распределить обязанности. Выделить дома рабочее место
для взрослых и детей. Обговорить
правила «тишины» (например, когда кто-то удаленно работает, вопросы задаем
шепотом).
ü Необходимо контролировать выполнение ребенком дистанционных заданий (уроков),
знать какую домашнюю работу ему надо выполнить. Интересоваться, какие
развивающие (учебные) мероприятия запланированы на следующую неделю.
ü Дети дошкольного возраста занимаются под контролем взрослых, а если
школьник сам просит родителей присутствовать на онлайн-уроке, то тут следует
найти причину такого поведения и попытаться решить проблему, если она есть. В
остальных случаях, чтобы не нервировать ребенка участие взрослого не требуется.
ü Следовать правилу, что утро должно начинаться с чего-то весёлого,
например, с зарядки под бодрящую музыку, и проводить регулярно небольших
физкультминуток. Это будет полезно не только детям, но и взрослым. Вариантов
много, нам в помощь интернет.
ü В течение дня организовать с детьми спортивные игры, чтобы
физическая нагрузка улучшила аппетит и сон, благотворно влияла на
психологическое состояние, на здоровье в целом. Занятие спортом развивает
дисциплинированность.
ü Уменьшить время провождения с гаджетами и телевизором, поменяв его
на общение с героями книг.
ü Детям
лучше включать образовательные мультфильмы и не увлекаться просмотром. Помните, что время просмотра для дошкольников 5
– 7 лет не должно превышать полутора часов в день, для детей 3 – 4 лет – одного
часа, для ребенка младше - до 30 минут. Онлайн игры и мультики на детей
действуют возбуждающе.
ü В
нестандартной ситуации следует отказаться от прослушивания
тяжелой музыки и просмотра фильмов, которые могут оказать угнетающее
воздействие.
ü Регулярно рисуйте вместе с ребенком. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных
процессов: страхи, внутренние конфликты, сны и т.д. Самостоятельно рисуя, дети
выражают мироощущения и свои эмоции. Для развития и обогащения эмоционального
мира ребенка важно побуждать его выражать чувства, возникшие при рассматривании
своего творения. Работа с цветом
(красками) позволит дать социально приемлемый выход агрессии и других
негативных эмоций, сконцентрировать внимание на своих ощущениях. Можно включить
спокойную музыку, немного прикрыть глаза и позволить руке двигаться по бумаге,
как ей захочется, а затем найти в своей работе какой-то образ и дорисовать
его. Рисование пальчиковыми красками
принесёт как ребенку, так и взрослому чувство наслаждения, снятие скованности.
Основные условия занятий по арт-терапии - это непринужденность и спонтанный
характер, здесь не ставятся цели развития художественного творчества, акцент
делается на самовыражении своих чувств, своего ощущения.
ü Придумайте, как вы можете быть полезны друг
другу. Здоровые отношения между супругами можно сохранить, помогая друг
другу. Если делать дело вместе, это сближает и
укрепляет отношения больше, чем совместные просмотры фильмов или мультиков. Приучайте ребенка
помогать взрослым с домашними делами (мыть и вытирать посуду; заниматься
уборкой и наводить порядок; выносить мусор; вместе готовить). Самоорганизацией
и дисциплиной можно добиться слаженной работы.
ü Дайте возможность ребёнку побеситься. Выделите для «минуты шалости» определённое
время, чтобы можно было играть и шуметь в своей комнате или уголке. Помните,
что, когда мы что-то запрещаем, детям хочется это сделать ещё больше.
ü Стараться находить во всем
положительные моменты.
ü Старайтесь сами не пользоваться гаджетами,
смартфонами при детях.
ü Придумывайте для себя и детей новые виды активности (например, выпечка хлеба).
ü При возникновении детских конфликтов важно не вставать на чью-то
сторону, а выслушать каждого.
ü В нестандартной ситуации взять на себя ответственность, быть терпеливыми.
Источники:
Ø
Всероссийский вебинар
«Психологическая помощь населению во время пандемии». Московский
государственный психолого-педагогический университет общественная организация
«Федерация психологов образования России», 20.04.2020г.
Ø
Вебинар «Маленькие
хитрости большого карантина». Профессиональное
сообщество "Преемственность в образовании" совместно с "Комвел", 22.04.2020г.
_________________________________________________________________________
Как объяснить детям, что такое
самоизоляция?
Количество
подтвержденных случаев заражения коронавирусом в России увеличивается. В
стране введены серьезные ограничения для каждого из нас – вынужденная
самоизоляция.
У многих возникают
вопросы:
·
Как объяснить детям,
что такое самоизоляция?
·
Что делать, если
ребенок просится гулять, а выходить на улицу нельзя?
Не
секрет, что взрослые люди, находящиеся в длительной изоляции испытывают
чувства тревоги, страха, агрессии.
А как же
дети? Если ребенок чувствует близость
и внимание родных людей, то его дискомфортное напряжение не будет
катастрофическим. Как же вести себя взрослым, чтобы дети пережили
происходящее в стране с минимальными психическими потерями для своего
здоровья.
В 1 – 2
года объяснить малышу,
что ему нельзя выходить гулять, обязательно соблюдать правила гигиены - невозможно в силу возраста. Чем меньше
взрослые будут при крохе обсуждать негативные новости и выражать свои
переживания, тем спокойнее обстановка дома.
Сложнее
пережить самоизоляцию детям, которые начали активно общаться со сверстниками
– это дети старшего дошкольного, младшего школьного возраста.
Если им
не с кем играть, начитаются капризы, дети привлекают внимание взрослых любыми
способами.
Важно объяснить ребенку, почему
ввели карантин, для чего он нужен, исключая излишнюю драматизацию (преподнести всё в игровой форме, что это
вынужденная мера и она скоро закончится, если соблюдать гигиену и меры
предосторожности, которые ограничивают распространение, нам ничего не
угрожает), так как
маленькие дети невербально чувствуют настроение окружающих, если дошкольник уловит панический, возбужденный настрой взрослого,
все старания родителей словесно убедить ребенка успокоиться и принять
действительность, не будут иметь эффекта.
Необходимо терпеливо и настойчиво находить интересные занятия
компенсирующие недостаток общения со сверстниками (уличного общения).
Создавшаяся
ситуация заставляет родителей уделять в несколько раз больше времени ребенку,
компенсируя отсутствие нахождения и развивающих занятий в дошкольном
учреждении. Возникла необходимость переквалифицироваться в педагогов детского
сада.
У каждого родителя появилась возможность
сдать экзамен на «родительскую доблесть».
У нас
есть возможность пожить иначе, не так как мы привыкли. В детском саду строгий
распорядок дня (время занятий, сон, отдых, игры, прогулка), всё
регламентировано и распланировано по времени согласно возрастным особенностям
развития детей.
Сейчас особенно важно соблюдать четкий режим дня дома и каждый
вечер подводить итоги и планировать следующий день (неделю, месяц). Определите время подъёма и
отбоя, выделите время на занятия в утренние и вечерние часы, продумайте игры
и двигательную активность (зарядка, танцы под музыку), организуйте на балконе
игровой уголок.
Для того
чтобы дать возможность ребенку получать новые впечатления (знания) родителям
необходимо самообразовываться, через различные источники. Не давайте ребенку впадать в уныние.
Сейчас огромное количество онлайн-платформ, сервисов и ресурсов, потратьте
время и подберите для своих детей (согласно возрасту) игры, обучалки, квесты,
видео уроки.
Делайте всё вместе: убирайтесь,
стирайте (развешивайте) бельё, готовьте. Совместные дела (действия) не только
сближают членов семьи, но и учат детей
выполнять несложные обязанности по дому.
Малышам необходимо родительское тепло и забота, чаще целуйте,
обнимайте детей, говорите им ласковые слова, хвалите за малейшие успехи.
Родители обязаны заниматься
образованием и воспитанием своего ребенка, заботиться о его здоровье.
Маленький ребенок это зависимый от взрослых человек и как будут вести себя
окружающие, такое поведение будет и у него.
Избегайте многочасового
использования без перерыва любых гаджетов детьми любого возраста.
Помните, что время просмотра (взаимодействия) с ними для
дошкольников 5 – 7 лет не должно превышать полутора часов в день, для детей 3
– 4 лет – одного часа, для ребенка младше - до 30 минут. Онлайн игры и
мультики на детей действуют возбуждающе. Отдайте предпочтение развивающим
приложениям, мастер – классам, когда ребенок смотрит видео и занимается
творчеством под руководством взрослого: лепит, рисует, клеит, конструирует
или танцует, выполняет упражнения.
Получайте удовольствие от того, что вы вместе,
это возможность лучше понять своего ребенка,
его увлечения и интересы.
Берегите здоровье!
А педагоги наших детских садов окажут посильную помощь родителям своих любимых воспитанников в организации досуга. Они подбирают занимательные и доступные пониманию дошкольников материалы, которые размещены для вас и ваших детей на «страничках» «Занимательного детского сада» |
В продолжение разговора:
попробуем обобщить, чем же можно занять ребенка в период
самоизоляции.
Может вы еще не все попробовали, что-то
пропустили?
Предлагаем вам идеи
для будней в период самоизоляции,
которые можно
реализовать в пределах дома/квартиры.
Развиваем речь, играя
|
|
Театр.
|
Если в семье двое и больше детей, игра в актёров точно придётся им по
душе, недостатка в выступающих не будет.
Если ребенок один, придется и вам перевоплощаться в
театральную звезду. Зрителями могут быть игрушки. Начинайте с простеньких
сказок. Игра в театр подразумевает не только разучивание ролей, но и подготовку к премьере: рисуйте билеты,
подготовьте буфет (в антракте можно подкрепиться соком и бутербродами или
печеньем, продумайте костюмы.
Если настоящий спектакль подготовить
сложно в силу возраста ребенка, играйте в кукольный театр. Обычные
резиновые и мягкие игрушки превратятся в актёров. Театральной сценой может стать
подлокотник дивана или стол
|
Театр
теней.
|
Никакой особой подготовки, кроме
темного времени суток, к этому развлечению не требуется. Выключите свет,
лягте вместе с детьми на диван или кровать, включите фонарик на смартфоне и
направьте свет в потолок. При помощи рук разыгрывайте сценки из прочитанных
книг или яркие моменты из жизни детей.
|
Чтение.
|
Если ребенок не знает букв,
читайте с ним книжки-азбуки, разместите буквы на магнитах на холодильнике и
при случае (когда ребенок окажется рядом) называйте
буквы.
Если ребенок умеет складывать буквы в слоги, читает несложные
слова, играйте в «поиски клада».
Предложите ребенку найти спрятанную
игрушку или какую-нибудь вещь по указателям, на которых пишите крупными
буквами направление, например: иди 3 шага назад, 5
шагов вперёд, 3 шага влево, что под стулом?
Помогайте ребёнку читать указатели,
если ему сложно. Не ругайтесь и не раздражайтесь, если он читает медленно.
|
Аудиокниги.
|
Предлагайте детям слушать рассказы и
сказки в формате аудиокниг. Многим детям нравится такое развлечение.
Аудиокниги развивают у ребенка
воображение, развивают память и речь.
|
Рифмы
или Поэтический вечер.
|
Предлагайте детям поиграть в рифмы. Этот
вид деятельности развивает мышление, запас слов. Ведь поиск рифмы -
не самое простое занятие для
ребенка. Самым маленьким предлагайте придумывать рифмы к 1
загаданному слову (кошка - ложка, тесто - место, мука - рука и т.д.)
Детям постарше предложите рифмовать целыми
строчками. Говорите первую строчку, а вторую ребенок, потом снова вы.
У многих детишек это занятие
становится любимым. В течение дня они могут неоднократно
возвращаться к рифмам.
|
Угадай,
что это.
|
Опишите ребенку какой-нибудь
предмет, не называя его. По вашему описанию он должен догадаться, что это.
Затем меняетесь местами - уже ребенок описывает
вам задуманный предмет.
|
Творчество
|
|
Раскраски.
Лепка.
Картины по номерам.
|
Это могут быть покупные тетради и
альбомы для раскрашивания, либо распечатанные рисунки.
из пластилина, глины, соленого теста
Таких картинок много в интернете, но у
вас должны быть указанные на рисунках цвета.
|
Бумажные
куклы.
|
Нарисуйте на бумаге (предпочтительно плотной) контур куклы или машинки,
вырежьте по контуру. Предложите ребенку раскрасить игрушку.!
Если ребенок умеет
вырезать ножницами, предложите ему самостоятельно вырезать
контур.
Многие дети в последующем сами рисуют,
а затем вырезают и раскрашивают поделки. Для куклы можно дополнительно
рисовать одежду.
Многим детям нравится идея
создать таким образом семью: родителей,
детей, кошек и собачек. Они придумываю им имена и возвращаются к игре в
течение нескольких дней. Но чтобы игра не прерывалась, сохраняйте поделки. Сложите
их в подходящую коробку. Возьмите этот труд на себя, так как ребенку сложно найти
подходящую упаковку!
|
Поделки
из подручных материалов
|
В ход могут идти самые разные
предметы, имеющиеся в каждом доме: ватные палочки, вата, ткань, бусинки, картон, цветная
бумага, макароны и крупы, все, что может подсказать вам ваша фантазия. Уже
сейчас можно начать делать поделки к 9 мая, или просто поделки с любимыми
героями фильмов и мультфильмов.
|
Караоке.
|
Главное, не устраивать его поздно
вечером. Включайте любимые
песни, пойте слова и снимайте стресс. Если у вас дома есть микрофон и
специальные программы для караоке, то это идеальный вариант. Если нет, то
подойдет и семейное творчество вокруг ноутбука.
|
Игры дома
|
|
Домик из одеял.
|
Дети обожают строить себе личный домик
из одеял, даже если имеется своя собственная комната.
Помогите ребенку со
строительством,
и на несколько часов он сам себя займет играми в личном маленьком домике.
Можно провести в домик настольную лампу. Используйте стулья, кресла, пледы и
покрывала.
|
Показ мод.
|
Разрешите в один из дней детям залезть
во взрослый гардероб. Пусть выбирают все, что им понравится. Надевают, а
затем устраивают показ мод под музыку.
|
Зелень на окне.
|
Для детей же это будет прекрасный опыт
по выращиванию растений на окне или балконе. Ведь прорастают семена очень
быстро (в течение уже первой недели, и по мере роста растения можно добавлять
в пищу.
Вы можете начать растить обычный
репчатый лук. Помещаете луковицу в баночку с водой на подоконник и ждете
зеленых стрелочек.
|
Раскладывание круп по банкам.
|
Наверняка, отправляясь на карантин, вы
накупили всевозможных круп и макаронных изделий. Поручите вашему ребенку рассортировать их по банкам.
Такое задание может его надолго увлечь, да и дело, само по себе, очень полезное.
|
Физическая активность
|
|
Семейная зарядка
|
Йога вместе с ребенком.
Включите занятия по
детской йоге или занятия,
где йогой занимаются взрослые с детьми онлайн, и начинайте выполнять
упражнения.
Несмотря на то, что большинство
движений в йоге размеренные и спокойные, они здорово разгоняют кровь,
растягивают и укрепляют мышцы.
|
Собственный танец.
|
Разучите танец. Найдите легкий танец в интернете и
разучивайте его всей семьей. Результат можно записать на видео. Будет
отличный новый контент для вашего Ютюб-канала или Инстаграма. А еще можно
послать результат родственникам, с которыми вы пока не можете встречаться.
|
Игры с воздушными шарами
|
|
Метание ядра
|
Представим, что мы на олимпиаде и
принимаем участие в соревнованиях по метанию ядра. Ядрами, конечно же, будут
воздушные шары. С линии старта необходимо кинуть своё ядро как можно дальше,
а это не так-то просто.
|
Воздушный хоккей
|
А если в наличии имеются не только
круглые шары, а еще и длинные, то можно устроить соревнования по хоккею.
Вместо шайбы обычный шарик, вместо клюшек длинные. Не забудьте соорудить
ворота.
|
Дарю!
|
Комнату с помощью какой-нибудь
ленточки или скакалки делим пополам, просто кладем ее на пол. В качестве
подарков выступают шарики. Кладем по одинаковому количеству шаров перед
каждой командой. Задача игроков подарить свои шарики противоположной команде,
а по сути, перекинуть все «подарочки» со
своей стороны на сторону противника. При этом, выкрикивая слово
"Дарю!"
|
(Использованы
материалы Софьи
Мошковой )
Чем занять малыша на кухне, пока мама готовит?
Главная проблема любой мамы —
нехватка времени. Если день изо дня вам некогда приготовить даже нехитрый обед,
и уж тем более не до того, чтобы целенаправленно заниматься с любимым ребенком,
эта статья для вас! «Ю-мама» собрала 14 игр, которые помогут, не отходя от
кухни, развить логику, внимание, память, речь, мелкую моторику и общий
кругозор.
Но прежде, договоримся, что наша
главная цель — не следовать инструкциям, а освободить себе немного времени и
порадовать чадо. Поэтому наш лозунг: никакого перенапряжения и сложной
подготовки. Мы обойдемся теми предметами, которые есть в каждом доме. И,
конечно, не будем поправлять малыша, если он решит играть по своим собственным
правилам. Согласны? Тогда поехали!
P.S. Наш совет: мы
за то, чтобы у веселых кухонных игр был минимум неприятных последствий.
Возьмите на вооружение принцип педагогов Монтессори: уборка — обязательная
часть игры. Пусть под рукой всегда будет тряпка, которой ребенок сможет
вытирать пролитую воду, и веник с совком, на который можно собрать
просыпавшуюся крупу. И, конечно, малышу пригодится свой непромокаемый фартук,
как у настоящего повара.
Внимание: игры
должны соответствовать возрасту ребенка. Если малыш еще тянет мелкие предметы в
рот, то горошины, фасолины и т.п. можно давать только под бдительным
присмотром!
Крупяная песочница
В большую миску насыпаем крупу
(гречку, манку). Для начала ребенок будет с удовольствием копошиться в ней
ручками и рисовать пальчиками. Когда это наскучит, выдаем разнокалиберные
пластиковые стаканчики и ложки (чайную, столовую, от мультиварки, деревянную и
т.д.). Теперь можно пересыпать крупу из одной посудины в другую, вместе с мамой
вслух считать, сколько чайных ложечек вошло в кружку, а сколько столовых.
Обсудить, какой ложкой проще и быстрее наполнить стаканчик. Можно закапывать
небольшие предметы в крупу, пока мама отвернулась, а потом попросить ее угадать,
в каком углу миски зарыт «клад».
Любитель жидкости
Игра похожа на предыдущую, только
вместо крупы, наливаем в небольшой тазик воду (на одну треть, чтобы не
расплескалась). Остальной реквизит — прежний — небьющаяся мелкая посуда. Теперь
можно переливать водичку «из пустого в порожнее» и «носить воду в решете»
(понадобится чайное ситечко). А еще — считать ложки и сравнивать, куда входит
больше воды — в высокий стаканчик или в низкую, но широкую пиалу.
Кухонная рыбалка
Капитан в поисках
корабля
Для этой игры вам вновь
понадобится тазик с водой. Только на этот раз, выложите перед малышом несколько
предметов (металлических, пластиковых, деревянных) и попросите предположить,
какой из них утонет в тазике, а какой поплывет. Постепенно кроха опытным путем
установит, что полиэтиленовая крышка куда лучше подходит на роль кораблика, чем
железная, что пустой пластиковый стаканчик держится на поверхности, а полный —
идет ко дну.
Опыты можно продолжить с любимыми
игрушками (каучуковыми и теннисными мячиками, резиновыми собачками и
пластмассовыми динозаврами), а потом — просто поиграть в кораблики, разместив
на плавающих крышках «экипаж» из горошин или фасолин.
Юный физик
Для новых опытов вам понадобится
безопасный детский термометр для ванной и две мисочки. В одну наливаем воду
погорячее (не более 37°С), в другую — ледяную из-под крана. Пусть малыш
попеременно погружает градусник в разные мисочки и наблюдает, как бегает вверх
и вниз столбик. Расскажите, что красная жидкость внутри термометра на самом
деле состоит из крохотных частичек — молекул. И когда им тепло, они радуются и
очень быстро бегают и прыгают, поэтому занимают больше места. А когда им
холодно, они скукоживаются, сбиваются в кучку и тихонько сидят в нижнем уголке
градусника.
Деткам постарше можно рассказать,
как в чайнике закипает вода и обратить внимание на идущий из носика пар. Можно
показать, как тает кубик льда в чашке с горячим чаем. Или сквозь пакет дать
потрогать замороженные продукты, а потом показать какими мягкими они стали
после микроволновки. Одним словом, пока мама готовит ужин, тема трех агрегатных
состояний вещества будет изучена :) А вернувшийся с работы папа с удовольствием
послушает о больших открытиях маленького ученого и подкинет свою шикарную идею
для будущих исследований.
Робот-сортировщик
На поднос, большое блюдо или лист
бумаги высыпаем несколько видов макаронных изделий (спагетти, рожки, ракушки) и
просим ребенка рассортировать это безобразие по разным мисочкам. Для самых
умелых в смесь можно добавлять фасоль, горох или чуть-чуть гречки. Часто такую
игру называют «Золушкой», но ведь быть умным роботом куда круче! Расскажите,
что сегодня на заводах именно роботы сортируют детали или изделия, идущие по
конвейеру. Если детка заинтересуется, можно потом показать на видео в
интернете, как это происходит.
Художник по фасоли
Начинающий архитектор
Из небьющейся посуды на столе
можно построить великолепные башни, дворцы и крепости. Главное, чтобы мама
разрешила взять для игры эти необычные стройматериалы.
Кухонный футбол
Королевский стряпчий
Сидеть одному в детской, пока мама
печет на кухне что-нибудь вкусненькое, совсем не интересно. Куда приятнее, вместе
просеивать муку, катать сочни, лепить «бантики», прятать в пончиках карамель
или просто мять в руках кусочек липкого, но такого необычного наощупь теста. Не
лишайте кроху этого удовольствия! Не критикуйте его неправильные действия. Ну и
пусть его булочка или вареник выйдут жесткими или развалятся — разве это
главное?
Внимательный повар
Весьма странная идея, учить цвета
и понятия «овощи-фрукты» по картинкам в школе развития. Почему бы не заняться
этим, пока вы готовите? Расскажите, что в суп вы кладете овощи, а в компот —
фрукты. Называйте их каждый раз, когда моете и режете.
Объясните, что у каждого блюда
есть свой рецепт. К примеру, разложите на столе все, что вы собираетесь
добавить в борщ. Пусть малыш сам назовет овощи. Повторите слова, когда будете
варить суп в следующий раз. Как-нибудь внезапно добавьте к стандартному набору
компонентов баночку варенья или грушу, и спросите, что на столе лишнее, не
подходит для супа. Со временем можно усложнять игру: спрашивать, приготовила ли
мама все, что нужно для борща, или что-то забыла в холодильнике?
Конечно, когда устаешь, трудно
разговаривать с ребенком во время готовки — но это отличный способ не только
занять сына или дочку, но и продвинуть их в интеллектуальном развитии. Так что
если есть силы — дерзайте!
Дегустатор
Игра подойдет в тех случаях, когда
мама делает салат, винегрет или фруктовый десерт — одним словом, режет чистые,
готовые к употреблению продукты. Пусть ребенок сядет рядышком за стол, закроет
глаза, а вы будете время от времени класть ему в рот кусочек еды. Его задача
угадать по вкусу, что ему досталось на этот раз: огурчик, яйцо, яблоко или
морковка?
Есть и другой вариант «угадайки».
В этом случае малыш тоже сидит за столом и, не открывая глаз, пытается на слух
определить, что происходит на кухне. Вот мама пустила воду в кране, после этого
закрыла кастрюлю крышкой. А теперь слышно, как закипает чайник и скворчат на
сковородке оладушки. Хлопнула форточка, замяукала кошка… Если прислушаться, мир
кухонных звуков станет очень выпуклым и интересным.
В игру можно превратить и реальную
помощь по дому. До определенного возраста малыш будет с гордостью накрывать на
стол — раскладывать ложки и салфетки по количеству членов семьи. Ему понравится
следить за бегущим временем по песочным часам и сообщать маме, когда пора
переворачивать котлеты или выключать плиту. А как здорово украшать кашку
ягодами или салат — зеленью! Такое необычное блюдо и есть вкуснее.
И помните, в один
прекрасный день ваш кроха,
привыкший помогать на кухне, непременно скажет:
«Мамочка, доброе утро! Я приготовил тебе завтрак!»
привыкший помогать на кухне, непременно скажет:
«Мамочка, доброе утро! Я приготовил тебе завтрак!»
Комментариев нет:
Отправить комментарий